назад
Постоянный адрес статьи
Дата публикации: 15.10.2011 (Крымские известия)
Автор: Алла Довгань
Все, что вокруг – результат наших стремлений и усердия

Сегодня исполняется пятьдесят лет знаменитому российскому рок-музыканту, основателю и лидеру групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер» Вячеславу БУТУСОВУ. А 11 октября отметил десятилетие «Ю-Питер». В преддверии юбилеев музыканты побывали в Судаке и выступили с концертом на первом международном рок-фестивале «Кино» сначала».
Во время пресс-конференции Вячеслав поделился творческими планами, размышлениями о роке, воспоминаниями о Викторе Цое, а также рассказал, за что любит Крым.


Фото Оксаны Савченко


— Если бы трагедия не произошла и Виктор Цой остался жив, какое место он мог бы занять в современном шоу-бизнесе? Как думаете, остался бы легендой или настоящая слава приходит после смерти?
— Не знаю. Я могу предложить ряд вариантов. Но не вижу смысла развивать эту тему. Вот так, как оно есть, — наилучший путь развития.

— Как изменилась рок-музыка за последние тридцать лет?
— Она никак не изменилась. Изменились отношение людей, их социальное положение. А суть музыки осталась та же и носит общечеловеческий характер. Есть определенный кодекс правил — искренность, напористость, открытость — вот, собственно, и все. Все очень просто. Музыка есть сама по себе — просто на нее надо обратить внимание, пережить.

— На песнях группы «Наутилус Помпилиус» и «Кино» выросло поколение 80-х. Кого сегодня вы видите на своих концертах?
— Сейчас приходят уже дети того поколения. Особенно это заметно за границей. Хотя мы не очень любим ездить за границу, но приходится.

— Каким составом выступаете?
— «Ю-питер» — это такая супер-группа (смеется), в которую вошли Вячеслав Бутусов из «Наутилуса Помпилиуса», Георгий Каспарян из «кино» и, первоначально, Евгений Кулаков из «Пойманных Муравьедов» — три человека, образовавшие коллектив. В таком составе и продолжаем выступать. Сейчас присоединился бас-гитарист Алексей Андреев. теперь нас четверо: две гитары, бас-гитара и ударные.

— Вы перепеваете песни «Наутилуса Помпилиуса»?
— За десять лет существования «Ю-Питера» было несколько периодов. Сначала мы довольно настырно исполняли исключительно свои сочинения, чтобы доказать, что «не лыком шиты». Потом, когда натиск публики достиг такого предела, что мы его не смогли сдержать, — начали исполнять песни «Наутилуса Помпилиуса». Затем народ понял, кто такой Георгий Каспарян, и стал требовать композиции группы «Кино» (улыбается). Сегодня в нашем репертуаре песни «Кино», «Наутилуса Помпилиуса» и, конечно же, «Ю-Питера». Мы подсчитывали — из четырех альбомов, которые написали за весь период существования коллектива, набирается приличная программа. Но в связи с тем, что достигли такой даты, как десятилетие группы, будем расширять репертуар «Ю-Питера».

— С «Кино» вас связывает Борис Гребенщиков, который был продюсером и «Кино», и «Наутилуса Помпилиуса». Какие у вас сейчас отношения?
— Борис Гребенщиков — продюсер многих коллективов. Чего греха таить, в разные периоды с разными людьми складывались разные взаимоотношения, но меня радует, что сейчас мы объединяемся. А вот с Борисом у меня никогда не было никаких противоречий. Он очень мудрый человек.

— Какая ваша любимая песня из репертуара «Кино»?
— Не могу сказать, что есть какая-то одна — любимая. Они все по-разному воспринимаются. Каждая вызывает определенные эмоции и ощущения. Но больше всего мне дорога «Легенда». Я к ней особенно отношусь. Когда ее исполняешь, внутри происходят какие-то мистические процессы, даже дыхание перехватывает. Но ввиду того, что она тяжело дается, мы поем ее в редких случаях. «Легенда» вообще стоит особняком, в том числе и в звукоряде группы «Кино».

— Недавно на фестивале «Джаз-Коктебель» Борис Гребенщиков сказал, что джаз — музыка времени и настроения, поэтому только раньше был настоящий джаз. А как сейчас обстоят дела с роком? Какое настроение у нынешней молодежи?
— Если идти по схеме «музыка и время», на мой взгляд, сейчас должно быть детское хоровое пение. Вот так — джаз, рок, детский хор...

— Что бы вас больше порадовало — полный зал или исполнение молодежью ваших песен на улицах? Что вам ближе как признание?
— Конечно, пусть лучше люди поют. Это насыщает атмосферу, что очень важно.

— Какие любимые места в Крыму?
— Очень нравится Феодосия. Я там провел детские годы. Вообще люблю Крым — за солнце, море, особый воздух, людей…

— Бытует мнение, что в роке 80-х были сильнее тексты, но слабее музыка, а сейчас — наоборот.
— Я не анализировал так подробно. Могу сказать только о себе. Для меня, например, написание текстов стало более осмысленным. Раньше я все делал на интуитивном уровне и использовал палитру символов и знаков, черпая их по доверию у того же БГ. Но не всегда понимал определенное их значение, а просто комбинировал, и получался калейдоскоп значений. А теперь отвечаю за каждое слово. Поэтому для меня тексты носят определенный «терапевтический» характер — таким образом я преобразовываю себя.

— Есть рок-группы, песни которых слушаешь, а есть коллективы, песни которых — просто фон, когда что-то делаешь…
— Чтобы продукт был полноценным и зрелым, его надо культивировать, уделять внимание, холить и лелеять. В свое время нашему эшелону повезло, потому что все, даже уборщицы и домохозяйки, слушали рок. Это было социальное явление, неизбежное, мимо которого никто не проходит. Что-то вроде станции, мимо которой все ехали. Нам показали, как это могло быть, а теперь — делайте сами. Надо проявлять усердие и труд, которые, собственно, человека и облагораживают. Все, что вокруг нас, — результат наших стремлений и усердия. Да, мы имеем фон, только непонятно, что на нем должно быть первоначально…