назад
Постоянный адрес статьи
Дата публикации: 21.10.2011 (Vestya.ru)
Бутусову 50: концертное двуединство

Москва и Санкт-Петербург расположены отнюдь не на разных планетах, но когда приезжаешь из одного города в другой, явственно ощущаешь, что не просто преодолел 700 км, а попал в какое-то другое измерение. И в то же время, петербуржских особенностей не существовало бы, не будь противоположных им черт Белокаменной, что делает эти города разными только в их единстве. Такими же не похожими в деталях, но прекрасно дополнившими друг друга, оказались два юбилейных концерта Вячеслава Бутусова, прошедшие 16.10.2011 в Санкт-Петербурге и 20.10.2011 в Москве.

Прежде всего, юбилейные концерты Вячеслава Бутусова не были традиционными рок-концертами с песнями, исполняемыми согласно сет-листу, а являли собой своего рода арт-инсталляции с условными пятью арт-процессами. Первый и главный представлял собой традиционное исполнение песен группой «Ю-Питер», второй – исполнение песен Вячеслава Бутусова гостями концерта, разными в Питере и Москве. Третьим арт-процессом была графика, которую выполнял архитектор Бутусов на стеклянной стене белым фломастером, четвертым – проза авторства писателя Бутусова (известного в литературном мире как Чеслав Чеслов), а именно отрывки из книги «Архия», которые зачитывала его дочь Ксения между песнями. Наконец, в пятый арт-процесс можно выделить видеоряд концерта, составленный из рисунков и коллажей художника Бутусова и его художественные работы, выставленные в фойе концертных залов.

Начало столь масштабных концертов – всегда очень волнительный момент, особенно если ради того, чтобы приобщиться к событию, специально приезжаешь из Москвы в Питер... И вот мягко гаснет свет в зале, следом загораются огни на сцене, предвещая нечто необычное. Звучат аплодисменты, и вот на сцену выходит сам Маэстро – искрометный, непоправимый, бесхитростный, разгоняющий солнечным лучом тучи серых ворон! В белой рубашке, костюме, с короткой стрижкой, прямой и стройный, торжественный и юбилейный, выглядит он так молодо, что невольно задаешься вопросом, действительно ли ему пятьдесят?! Он кланяется и лаконично здоровается с публикой, берет гитару. Аплодисменты усиливаются, достигают кульминации и постепенно затихают. В наступившей тишине звучит «Песня о песне» в акустике со слегка подкорректированным, по сравнению с альбомной версией, текстом – не «от балды до балды», а «от звезды до звезды», а когда уплывут облака, лирический герой намеревается уснуть, а не заткнуться. На московском концерте Вячеслав поменял местами два куплета в этой песне – опять-таки, детали при неизменной сути!

Список песен, исполненных «Ю-Питером» в Санкт-Петербурге и Москве, немного отличался. Если говорить сразу о двух концертах, то прозвучали: «Бриллиантовые дороги», «Взгляд с экрана», «Титаник», «Песня идущего домой», «Негорькая слеза», «Могилы младших сестер», «Вселенская», «Прогулки по воде», «Дыхание», «Крылья», «Моя Звезда», «Прощальное письмо». На бис была исполнена «Хлоп-хлоп», а в Москве еще и «Я хочу быть с тобой».
«Негорькая слеза» и «Могилы младших сестер» в Питере исполнялись при участии Макса Иванова («Торба-на-Круче»), который играл на скрипке, и это исполнение было настолько совершенно, что просто дух захватывало! «Негорькую слезу» Вячеслав пел выше, чем в студийной версии, из-за чего она звучала особенно эмоционально. Порадовали и другие песни «Ю-Питера» – «Вселенская» и «Песня идущего домой». Написаны они не так давно, а звучат, будто существовали всегда. К слову сказать, на бэк-вокале у Вячеслава пела Юлия Худякова, солистка группы Cats Park (в которой играет бас-гитарист «Ю-Питера» Алексей Андреев), ее участие добавило песням глубины звучания и эмоциональности. Очень тронула «Я хочу быть с тобой» в финале московского концерта, вспомнились слова Михаила Козырева: «Я хочу быть с тобой – это не песня, это – молитва!».

Выступление «Ю-Питера» чередовалось с выступлениями гостей концерта, но иногда они сочетались, образуя причудливые дуэты и неожиданные версии давно знакомых песен. В Санкт-Петербурге гостями концерта были Земфира, Борис Гребенщиков, «Торба-на-Круче», Макс Леонидов, группа «Пикник», Настя и Егор, Юрий Шевчук. В Москве: «Калинов Мост», Сергей Галанин, Гарик Сукачев, Вадим Самойлов и Александр Ф.Скляр. В обеих столицах  с Вячеславом по одной песне дуэтом спели супруга Анжелика и дочь Ксения.

Земфира исполнила «Казанову» и «Взгляд с экрана». Удивительно, как непринужденно эта певица аккумулирует в себе и тут же отпускает в зал свои эмоции, используя для этого песни – неважно, свои или чужие. Очень интересно прозвучал «Взгляд с экрана» в ее интерпретации, смысловые акценты сместились весьма существенно по сравнению с «первоисточником».

Затем на сцену вышел Борис Гребенщиков. Памятуя о том, как выступил В.Бутусов на пятидесятилетии БГ, как удивил, растрогал и рассмешил тогда юбиляра и публику, исполнив вместе с О.Сакмаровым «Прогулки по воде» на мотив «Старика Козлодоева», многие, безусловно, рассчитывали, что Борис Борисович тоже выдаст нечто неординарное и тем самым красиво «отдаст долг» Вячеславу. Этого, увы, не произошло – Мэтр лишь скромно исполнил «Я хочу быть с тобой» под аккомпанемент акустической гитары. Вместе с тем, выступление БГ чувства разочарования не оставило, ведь в любом случае Мастер есть Мастер!

«Всего лишь быть» прозвучала в исполнении «Торбы-на-Круче» с юношеским задором и бешеной энергетикой. «Тутанхамона» Вячеслав спел в дуэте с Максом Леонидовым, получилось размеренно, неспешно и прямо-таки медитативно. Поздравляя Вячеслава, Максим назвал его «Тутанхамоном русского рока», в чем, безусловно, есть правда – именно та, которая всегда одна.

Еще одним питерским гостем стал Эдмунд Шклярский, исполнивший песню «Нежный Вампир». Поначалу звучание композиции повергло зрителей в состояние тихого транса, но по окончании песни, когда раздались аплодисменты – сначала робкие, затем все более уверенные – нельзя было не признать, что выбор был удачным.
Настя и Егор спели песню «Снежные волки» в самой первой версии, где Настя исполняет ее со старшей дочерью Вячеслава Анной. Такой исторический реверанс очень порадовал. А в преддверии следующего гостя Вячеслав таинственно произнес «Страшно даже подумать!» и на сцену вышел Юрий Юлианович Шевчук! Дуэтом с В.Бутусовым они исполнили «Шар цвета хаки», причем голос Шевчука явно доминировал, а сам артист еще и маршировать умудрялся в процессе исполнения! Иными словами, на глазах изумленной публики эта песня нашла свое идеальное кавер-воплощение.

Теперь о гостях концерта в Москве. Первым гостем стала группа «Калинов Мост», которая сначала исполнила свою песню «Родная», а затем «Прогулки по воде» (в Москве, в отличие от Питера, некоторые гости песни и свои песни). Прочтение известной притчи про апостола Андрея оказалось более серьезным по сравнению с исходной версией, но проникновенной, самобытной и удивительно гармоничной. 

Сергей Галанин исполнил «Страну чудес» и «Казанову», в последнем случае мы также наблюдали процесс прекрасного кавер-перевоплощения. Вспомнилось, как на съемках передачи «Достояние Республики» с В.Бутусовым, которая на днях вышла в эфир и где «СерьГа» также исполнял эту песню, на вопрос ведущего о том, кто же все-таки такой Казанова, Вячеслав, тут же, не раздумывая, указал на Галанина.

Следующий гость, Гарик Сукачев, начал с пенсии «Напои меня водой», а затем в дуэте с Юбиляром была исполнена песня «Белые дороги». Удивительно, как может преобразиться песня, когда ее исполняют двое. Когда Вячеслав вступил во втором куплете «а в горле черствый комок и сердце так больно стучит …», многие зрители именно это испытали. Кстати, примечательно, что в исполнении этих песен Гарика также принял участие известный мастер игры на курае Роберт Юлдашев. После этого Г.Сукачев вместе с «Ю-Питером» исполнил «Скованных», предупредив, что исполнял ее до этого лишь единожды. Получилось далеко не камерно, причем свою долю оголтелости в процесс внесли «Лицедеи», вышедшие в момент исполнения песни на сцену и устроившие целое представление с беготней, обрушением коробок и прочей какофонией. Оказывается, несочетаемое может не только сочетаться, но и гармонировать!

В Москве «Тутанхамона» и «Шар цвета хаки» «Ю-Питер» исполнил при участии Вадима Самойлова, а песня «Моя Звезда» прозвучала в дуэте Вячеслава Бутусова и Александра Ф. Скляра. Почему-то всегда казалось, что второй голос в этой песне обязательно должен быть женским. Тем не менее, участие Скляра добавило песни выразительности и глубоких эмоций. После исполнения Александр сказал, что это его любимая песня Вячеслава Бутусова и он был счастлив исполнить ее вместе с ним. Очень приятно, что «коллегами по цеху» любимы такие песни Маэстро!

На обоих концертах Вячеслав принимал от зрителей цветы в каких-то невероятных количествах – администраторы едва успевали забирать их у него и относить охапки разнообразных букетов за сцену. Это было очень, очень красиво! В Санкт-Петербурге во время очередной «цветочной сессии» Вячеслав объявил, что сейчас на сцену выйдет его супруга Анжелика – любимая, дражайшая, единственная. Вместе с ней они спели «Терновник» (текст которой написала Анжелика), и этот диалог двух любящих сердец, положенный на музыку, прозвучал невероятно гармонично и прекрасно! Прозвучал «Терновник» и на московском концерте, в той же лиричной, почти акустической, версии, но это исполнение все же получилось менее душевным и более формальным. «Девушку по городу» Вячеслав исполнил в дуэте с дочерью Ксенией, беря неожиданно высокие ноты. Получилось интересное прочтение известной истории о том, как «за окном цветет весна…».

Между песнями архитектор Бутусов рисовал белым фломастером на стеклянной стене дом с фасадами в разных архитектурных стилях, каждый из которых предназначался для конкретного гостя. Вячеслав рисовал самозабвенно, тщательно выводя колонны, оконные и дверные проемы, элементы архитектуры и прочие детали. На Питерском концерте не хватило места в доме только Юрию Юлиановичу. Хочется верить, это не стало причиной немного странного поздравления с его стороны в адрес Юбиляра, прозвучавшее примерно так: «Хочу поздравить музыкантов: Юру Каспаряна, Женю Кулакова…».



Звуковым фоном для художеств Вячеслава и, соответственно, еще одним арт-процессом служили отрывки «Архии», которые читала Ксения Вячеславовна. Замечательной оказалась и сама идея, и выбранные отрывки, и манера прочтения прозы Маэстро! Зачитывались главным образом эпизоды «Жизни во сне», а финалом стало уже практически крылатое: «Желаю вам всем бесконечного количества ку-ку!».
На обоих столичных концертах Маэстро был традиционно немногословен, но произнесенные им слова благодарности в адрес людей, которые любят его творчество и для которых оно так много значит, были невероятно проникновенны и искренни. Это слова человека, который увидел и осознал направленный на него поток Вселенской Любви!



Бутусов-художник принял участие в оформлении видеоряда концерта. Это были фотографии его самого и родных, коллажи, рисунки, движущиеся картинки, гармонично подобранные к песням. То, что музыка «Ю-Питера» была дополнена музыкой других исполнителей, а музыкальный мир – мирами рисунка и прозы, давало возможность осознать всецелоустремленность и масштабы творчества одного человека – Вячеслава Бутусова. Его талант так многообразен, что постоянно открывать и постигать новые грани его творчества кажется вполне естественным. Браво, Маэстро, и спасибо Вам за чудесные концерты в двух столицах – разные, как Питер и Москва, но единые, как унисон биения любящих сердец!

Текст: Галина Музлова

Фото (с московского концерта): Светлана Боброва