назад
Постоянный адрес статьи
Дата публикации: 10.12.2010 (Коммерсант)
Автор: Борис Барабанов
Кто ищет, тот всегда поёт

Санкт-петербургская группа "Ю-Питер" представила в клубе Arena Moscow новый альбом "Цветы и тернии". Несмотря на то что "Ю-Питер" активно работает на сцене десять лет, Борис Барабанов считает, что к пику формы группа пришла только сейчас.

"Ю-Питеру" всегда подходило определение "супергруппа" — здесь пел лидер "Наутилуса Помпилиуса", а на гитаре играл гитарист "Кино". Теперь к Вячеславу Бутусову и Георгию Каспаряну присоединился Игорь Вдовин — авторитетный продюсер и композитор, в последний раз занимавший центральные позиции на сцене во времена раннего "Ленинграда", где его сменил у микрофона Сергей Шнуров. На презентации альбома "Цветы и тернии" в Москве Игорь Вдовин работал прямо по центру сцены за огромным синтезатором. Звук сегодняшнего "Ю-Питера" во многом сделан ритм-секцией, в которой выделяется бас-гитарист Сергей Вырвич. На фоне довольно статичных и строгих коллег он выглядит шпионом, засланным из стана настоящего рок-н-ролла: лохматый, подвижный, нередко поддерживающий господина Бутусова вторым вокалом. Добавим, что подпевает теперь и Георгий Каспарян — дело вообще невиданное. В сумме "Ю-Питер" звучит теперь настолько сурово и забористо, что на ум временами приходят термины вроде "стоунер-рок".

Концерт в Arena Moscow был анонсирован как "презентация нового альбома", и интерес к этому событию проявило гораздо меньше зрителей, чем группа того заслуживает. Между тем сет-лист "Ю-Питера", состоявший из 24 песен, был строго поделен на три равные части — "Ю-Питер", "Кино" и "Наутилус Помпилиус". Если бы музыканты просто честно обнародовали заранее сет-лист, эффект был бы более впечатляющий. Просто представьте себе билборд, на котором "Группа крови" и "Спокойная ночь" соседствуют со "Скованными одной цепью" и "Я хочу быть с тобой".

С самого начала "Ю-Питер" играл так, будто между группой и зрителями незримая стена, и традиционные реплики вокалиста "спасибо" и "ура" не добавляли команде коммуникабельности. Однако если поначалу эта замкнутость на самих себе, работа в формате "живой радиоприемник" могли кого-то разочаровать, то к концу концерта группа расположила к себе всех присутствующих. На балконах обнаружились бешено бьющиеся в танце длинноволосые блондинки — будто это не "Ю-Питер", а Motley Crue.

На протяжении десятилетия Вячеслав Бутусов искал форму, в которой песни "Нау" и "Кино" не выглядели бы кавер-версиями, а его новые песни органично вставали бы в один ряд с хитами. В этом непрерывном поиске главная радость. Никогда не знаешь, чего от них ждать. Песню "Наутилуса" "Крылья" Вячеслав Бутусов поет в ритме вальса, в сопровождении двух гитар — и уже ближе к финалу песня разражается валом басовых аккордов. Новая песня "Чистый" сыграна в насыщенных, пульсирующих, почти хард-роковых красках. Еще один свежий номер "Небо земли" рок-н-ролл в духе чуть ли не группы "Секрет". Наконец, в бисовой части "Ю-Питер" исполняет песню "Триллипут", изначально построенную на непрямом ритме и много лет дающую Вячеславу Бутусову простор для ритмических решений. На этот раз выдвинувшийся на передний план господин Вырвич двинул этот номер в сторону беззаботного свинга. Сложно сказать, будет ли "Ю-Питер" когда-либо собирать стадионы, как "Наутилус", но наблюдать за мучительным и бесконечным поиском, в котором пребывают Вячеслав Бутусов, Георгий Каспарян и их коллеги, - одно удовольствие.