назад
Постоянный адрес статьи
Дата публикации: 11.06.2009 (Российская Газета - Неделя №4930 (106) )
Автор: Александр Алексеев
Путешествие богомола

Золотые хиты 80-х "Я хочу быть с тобой", "Бриллиантовые дороги" и "Князь Тишины" снова звучат по всей России. О том, почему вновь стали востребованы эти романтичные песни, основатель и вокалист, а также гитарист "Наутилуса Помпилиуса" Вячеслав Бутусов рассказал обозревателю "РГ".

Накопить "муравьиное масло"

Российская газета: Вы живете необычно: то надолго исчезаете, то выпускаете три альбома за год - такому можно научиться?

Вячеслав Бутусов: Это было редкое явление: в прошлом году вышли сразу три диска с моим участием: два нашей группы "Ю-Питер" и еще один, записать который меня призвали коллеги (на альбоме "Модель для сборки" Бутусов спел по одной песне с десятком новых рок-групп. - Прим. А. А.). Но регулярно быть столь производительным невозможно, поскольку для выпуска полноценного альбома надо, как я говорю, накопить "муравьиное масло". То есть набрать какой-то материал и убедиться в том, что ситуация созрела: людям интересно воспринять то, что я делаю.

Восприятие людей меняется. Бывают времена, когда они хотят только отдыхать, но через несколько лет им, возможно, захочется песен, благодаря которым можно задуматься... Вот и надо чувствовать: нужен ли ты публике сегодня или нет? Ощущать это необходимо хотя бы для того, чтобы потом не разочаровываться.

РГ: И вы знаете, как этого добиться?

Бутусов: Думаю, вам мой способ не понравится: я считаю, что для очарований и нет никаких оснований. Кстати, моя самая старшая дочь, как и я, тоже смотрит на мир уже довольно осторожно, философски... Но, возможно, мы и не правы, в чем невольно убеждают мои младшие дети. Чем они меньше, тем менее зависят от обстоятельств, поскольку просто проходят сквозь них, как китайские шаманы на стены! А мы, взрослые, постоянно натыкаемся на эти обстоятельства.

Может, у детей и надо учиться?!

РГ: Все говорят, что лучше учиться на чужих ошибках. А на чужих песнях тоже можно?

Бутусов: Что мы можем предложить людям, которые сегодня изнывают от того, что их не устраивает музыка, которую они слышат? Мы и прежде получали предложения о возобновлении репертуара "Наутилуса". И на 15-летие, и на 20-летие, да и вне юбилеев... Но решились на это только сейчас. Актуальны ли сегодня романтизм и ирония творчества "Наутилуса" 80-х? Думаю, что романтизм очень нужен. Потому что он вообще сродни сподвижничеству. Именно романтизм воодушевляет людей на, условно говоря, походы внутрь себя. Он помогает найти в себе любовь и иронию. Впрочем, некоторые из 25 песен, звучащих в туре "НауБум", мы теперь переделали почти до неузнаваемости.

 

Весь этот "фарш" из гармоний и строк...

РГ: К каким мыслям приводят нынешние долгие разъезды по стране, о чем хочется писать новые песни?

Бутусов: Я тоже интересовался тем, как сочиняют другие музыканты. Очень впечатлил рассказ о том, как Стинга продюсер заманивал в студию, а то и вовсе загонял туда пинками. У нас сейчас непростая пора: 80 процентов времени тура проводим в дороге. Это и само по себе нелегко, но появляется и серьезная проблема: чем бы заняться? Ведь я не знаю для себя более утомительного занятия, чем бездельничать... Поэтому начал писать, причем не песни. Я и стихи практически перестал сочинять: просто жду, когда они сами придут и проявятся в голове. Когда при записи альбома придет нужда все доводить до ума - тогда и засяду проворачивать в голове весь этот "фарш" из гармоний и строк... А пока, в дороге, я начал писать прозу. Моя новая стихия - литература. Такая бесконечная колбаса, которую я могу нарезать с разными приправами. Страниц на 30-50. Захочу ли я издавать книгу? Не знаю. Мне уже предлагали в издательстве написать автобиографию, но я отказался. Сказал: "Пишу только то, что мне интересно. Не по заказу".

 

"Золотое сечение" песни

РГ: Согласно диплому вы архитектор, градостроитель. Истины, почерпнутые за годы учебы, в частности правило "золотого сечения", помогают теперь сочинять хиты?

Бутусов: В музыке есть такие понятия, как композиция, ритмика. В архитектуре, живописи, фотографии они тоже используются. И конечно, мне это помогает. Ведь навыки-то у меня остались еще с институтских времен: получаешь массу и начинаешь ее лепить. Вначале все делаешь "по науке". Ну а потом - уже в процессе работы - что-то видоизменяешь, делаешь открытия...

РГ: Несколько лет назад вы стали очень популярны у массовой аудитории: песни "Девушка по городу" и "Песня идущего домой" крутили по радио, телевидению, вас приглашали в топ-программы. Но, похоже, вам эта ситуация не понравилась, и диск "Богомол" вы намеренно записали мрачноватым?

Бутусов: Да, мне не понравилось, что тот диск восприняли на поверхностном уровне. Не заметили других важных песен. Ведь "Девушка по городу" - это просто эскиз-воспоминание о том, как я впервые приехал в Питер. Это был май, все цвело, какие-то девушки ходили в белых блузках. В итоге сложилась песня-сантимент. И музыкальная основа была гротесковая, утрированная, настырная - получилась удачная зарисовка. Но на фирме грамзаписи ее превратили в обывательскую песню. Привлекли продюсера... Хотя вначале у песни был панковский и ядовитый звук. Так что "Богомол" у нас уже получился намеренно аскетичным и лаконичным. Сейчас время такое: очень конкретное. И если ты не будешь тоже очень конкретным и строгим, то за тебя придумают все что угодно! Усы наклеют, хвост привяжут...Нет, не хочу!

Пушкин как возможность удалиться

РГ: Вы родились в Красноярском крае, жили в Екатеринбурге, Москве, потом Санкт-Петербурге... Почему в итоге уехали из всех крупных городов и обосновались в Пушкине...

Бутусов: Да, у нас с семьей квартира в Пушкине. Не дом, как писали где-то в СМИ, - сегодня даже не знаю, сколько денег нужно на то, чтобы его построить. Пушкин был для нас реальной возможностью удалиться подальше от грязного города. Это важно - ведь если я не на гастролях, то лишь дома и бываю. В центровые кино и театры меня не затащишь - не интересно. Если только с детьми схожу посмотреть мультфильмы в ближайшем кинотеатре.

РГ: Строгий ли вы воспитатель?

Бутусов: Cчитаю, что я должен быть таким. Но строгость требует совершенства: иначе ты можешь стать в глазах детей просто посмешищем. Я убедился: воспитывать можно только личным примером. При этом обязательно нужно осознавать, что ты говоришь. А если даешь обещания - неуклонно выполнять. Даже в жестких ситуациях необходимо быть четким: если говоришь, что отшлепаешь ребенка за что-то по попе, а потом забываешь угрозы - грош цена потом будет твоим последующим попыткам привлечь его к порядку...

РГ: Вы кажетесь довольно невозмутимым человеком. Что в последнее время вызывало ваши особенно сильные эмоции?

Бутусов: Я, как ни странно, ощутил восторг - давно забытое состояние, - когда родился Даниил, почти три с половиной года назад. И я год летал, будто ракета, не понимая, откуда во мне снова возобновилась эта энергия! Поскольку я давно для себя решил: сил у меня никаких никогда не было и нет! И не будет, если их ниоткуда не черпать. Если не черпать - стану замшелым камнем...

Где я сегодня их черпаю? От семьи. Но в первую очередь - от Бога. В той степени, насколько это возможно и позволительно мне и - насколько я это заслужил...

Фоторепортаж: Сергей Куксин